Абрам Рабкин

Глава седьмая

Медведь встал на дыбы и застыл. Его плотная шерсть отливала сиреневым. Из задранных кверху лап злым металлом выглядывали острые когти. Где-то высоко яростным желтым светом горели глаза зверя, а из раскрытой пасти торчали клыки.
    Мальчику стало страшно, и он прижался к отцу. Только его теплая большая необходимая рука спасла от крика.
    Человек в рабочем халате, разговаривавший с его отцом, присел на корточки и приблизил свое доброе лицо к лицу мальчика:
    — Не бойся, это ведь чучело, он не настоящий. И настоящего Топтыгина не нужно бояться. Ты знаешь сказку о Топтыгине?
    Мальчику стало смешно и весело. Он выпустил руку отца и увидел залитую солнцем очень большую и высокую комнату, тесно заполненную застывшими в живом беге и полете зверями и птицами.
    Над огромным чучелом медведя, расправив крылья, парил коршун. Здоровенный волк, не обращая внимания на распустившую хвост лису, куда-то мчал по своим волчьим делам, а длинноухие зайцы, их было трое, ничуть не пугались серого и мирно беседовали у заросшего мхом пенька в компании ежей и белок.
    В углу, на корявой ветке, нахохлившись и мерцая круглыми глазищами, задумалась сова.
    Над ночной вещуньей в косом угловатом полете дергались таинственные летучие мыши.
    А там, за стеклом, всеми красками мира удивляли и радовали птицы, маленькие и большие, лимонно-желтые и ласково-розовые, изысканно-серые с крапинками бронзы и пронзительно синие. И совсем удивительная птица, меняющая цвет своих перьев от небесно-голубого с белым и черным до изумрудно-зеленого.
    Добрый человек в рабочем халате подошел к мальчику.
    —Тебе нравится эта птица? Это сизоворонка, или ракша, или сивокряк. У нее три имени.
    Потом он отошел к окну, где стоял отец мальчика, и они продолжали о чем-то говорить.
    А мальчик, посмотрев в их сторону, понял, что они дружат и говорят о чем-то хорошем. Это совсем успокоило его, и он снова стал любоваться удивительной птицей, тихо повторяя:
    — Сизоворонка... Ракша... Сивокряк...
    Когда же это было?
    Наверное, за много лет до того, как увели человека и беда, ошеломив его дом, вскоре пришла и в наши комнаты на Шоссейной, 44.
    Как-то в лесу под Бобруйском я нашел птичье перо неземного, меняющегося цвета. И откуда-то из давнего-давнего вырвалось:
    — Сизоворонка... Ракша... Сивокряк...
    И встало то зимнее утро, солнце сквозь морозные узоры в окнах, залитая его светом большая высокая комната, тесно заполненная живыми, искусно сделанными чучелами зверей и птиц, и два человека, чем-то очень похожих друг на друга, — мой отец и директор музея Славин.
    Когда же это было?
    Наверное, за много лет до того, когда балагула Лейба Динабурский положил на обе лопатки борца Стрижака, и намного раньше той ночи, когда сообщили, что враги народа убили Кирова. Это было задолго до этого.
    Это было в тот год, когда родилась моя сестра Соня, а у Шмула отобрали дом и лавку и они с Нехамой стали называться лишенцами.
    В тот год отбирали дома у многих, тем более у таких богатых людей, как этот, еще один мой однофамилец Михул Рабкин. Ведь у него, кроме красивого особняка во дворе, был еще и флигель, а в нем артезианский колодец — такое большое колесо с ручкой, при помощи которой колесо раскручивалось, и чистейшая вода гулко и мощно заполняла подставленные ведра.
    Вода в колодце Михула Рабкина была всегда, даже если ее не было ни в одной городской колонке.
    Дом этот, конечно, нужно было отобрать. Вместе с колодцем и флигелем.
    Куда девался потом этот Михул Рабкин, и кто он был, и откуда у него взялись средства и такой тонкий вкус, чтобы выстроить действительно красивый и большой дом, я не знаю. Не догадался расспросить Зину Гах, а сейчас узнать не у кого.
    Дом этот, конечно, нужно было отобрать. В нем вполне могли расположиться городские власти, но Главному Начальнику не понравилось отсутствие полноценного второго этажа, где мог быть устроен его кабинет. Какие-то странные две небольшие комнаты и крутая узкая лестница, ведущая к ним, вот и весь второй этаж.
    Дом, где находился Главный Начальник до этого, оказался лучше, удобней, внушительней, и особняк решили передать под музей этому одержимому просветительством библиотекарю, который деревянную халупу во дворе бывшей женской гимназии превратил в собрание разных детских поделок и старых вещей.
    Попадаются же такие настойчивые чудаки-просветители для которых создание городского музея становится жизненной необходимостью.
    К тому времени деревянная халупа, которую уже стали называть музеем, была до отказа переполнена разной всячиной, а он сам успел изрядно надоесть начальству своими просьбами о выделении приличного помещения под эти экспонаты.
    Словом, с помещением повезло.
    Так пришел Славин в бывший особняк Михула Рабкина.
    Может быть, не окажи городское начальство такой чести этому настойчивому чудаку, задохся бы его дар в прогнивших стенах деревянной халупы. Может быть, тогда не прославился бы созданный им музей, и он сам оказался бы где-то в стороне от погубивших его событий.
    Он сам подталкивал эти события, живя в каком-то нестихающем ровном порыве и жажде создать настоящий музей, достойный города.
    Заселив с помощью мастера-чучельника Сумейко гостиную Михула Рабкина зверями и птицами и укрепив над ее массивными дверями табличку с надписью "Отдел природы", он подготовил и стал заполнять другой зал, над входом в который уже было написано "Отдел промышленности".
    Вы, наверное, улыбнетесь. Какая такая промышленность была в то время в Бобруйске?
    Но не одни же веревки, валенки и мармелад умели делать в городе!
    А швейная фабрика имени Дзержинского?
    А мебельная фабрика имени Халтурина?
    А гидролизный завод?.. Правда, он все время горел, и пожарники считали его своим постоянно действующим объектом, но все-таки там делали спирт.
    И, наконец, это я скажу с гордостью, потому что об этом даже говорится в "Письме белорусского народа Великому Сталину", и эти слова я еще тогда выучил наизусть и уверенно читал каждому, кто пытался принизить значение города, в котором я родился:
    Лясоў у нас многа,
    I мы збудавалi
    У Бабруйску сусветны
    Лясны камбiнат
    "Сусветны — это значит всемирный, мирового значения.
    У нас в городе еще был лесокомбинат мирового значения.
    И везде работали люди, которых Славин знал и любил, и он хотел, чтобы то, что делали их руки, было показано в музее в виде небольших макетов.
    Там, в этом зале, где Славин увлеченно, словно читал любимые стихи, рассказывал экскурсиям школьников и солдат о том, что умеют делать в Бобруйске, кроме макетов, были еще и списанные старые станки — подарки музею от предприятий города. Станки были отлажены, смазаны и, стоило Славину прикоснуться к каким-то кнопкам, начинали всерьез гудеть, жужжать и вращаться.
    Еще прикосновение — станки выключались, медленно останавливались, гася свой шум в наступившей тишине, в которой лишь чуткое ухо могло уловить скрип ремней и сапог и чей-то быстрый, восторженный шепот.
    Конечно, не старые станки удивляли слушателей. Их короткая и совсем обычная работа была лишь сопровождением, фоном, воображаемой иллюстрацией того промышленного будущего пока маленького города, в котором уже есть столько предприятий с такими умельцами и знатоками своего дела, о которых так радостно и возвышенно рассказывал Славин.
    Среди старых станков стояли макеты тех вещей, которые уже выпускали в городе, а среди них тот злополучный макет знаменитого шкафа "Мать и дитя", который был новейшим достижением мебельной фабрики. В широкой его половине, которая была "мать", можно было развешивать пальто и платья, а в узкой пристройке — "дитя" — были полочки для белья.
    Очень остроумный такой шкаф, вполне соответствующий своему названию и назначению.
    Крик моды.
    Изготовляли этот шкаф "Мать и дитя" прочно, на совесть.
    А его макет для музея был совсем превосходен, да еще и трижды был покрыт первосортным лаком, отчего выглядел заманчивой игрушкой. А если прибавить к нему много раз покрытые лаком маленькие стулья и табуретки и выставить этот игрушечный комплект временно для обозрения, например, на городской выставке достижений народного хозяйства, то какое детское сердце не воспылает желанием получить эту, именно эту мебель для своих кукол?
    Может быть, сюда и забралась причина того, что потом случилось с Цодиком Славиным?
    Или начало причины?
    Или были другие причины?
    Ведь их потом было много, слишком много для одного человека. Для того, чтобы убить только одного человека.
    А может быть, как мы уже поняли раньше, никакой самостоятельной причины не было. Было ВРЕМЯ, и оно само назначало причины.
    Однажды во двор одного из братьев-балагул Фишманов, известных хамов и хулиганов, отличавшихся от упрямцев Аксоным непонятной отзывчивостью, зашел директор музея Славин.
    Потом, много лет спустя, балагула Неях Фишман, сидя на лавочке у своих ворот в вылинявшей, когда-то красной рубахе, не заправленной по случаю жары и тяжелого живота в засаленные брюки, почесывая сквозь расстегнутый ворот заросшую сединой грудь, будет рассказывать своим внукам и их сопливым приятелям странную историю о том, как он имел возможность полетать на своей телеге над городом, если бы тогда прицепили к телеге крылья, а к авиационному мотору, который он перевозил из авиагородка в музей, — пропеллер. При этом он разрешал всей ораве зайти во двор и пощупать телегу.
    Телега с задранными в сторону неба оглоблями выглядела внушительным подтверждением истории, давно известной всей улице имени Карла Либкнехта, которую по старой памяти упорно называли "Бейсэйломгас", что в переводе означает "Кладбищенская".
    Славин жил недалеко от дома Фишмана и пришел к нему по делу как к отзывчивому соседу и обладателю собственного транспорта.
    Необходимости в срочной перевозке очередного экспоната в музей не было. Можно было и обождать, пока закончится суматоха с предстоящими маневрами и предполагаемым участием в них самого Ворошилова, и потом спокойно на любой военной или гражданской полуторке с помощью солдат перевезти этот долгожданный подарок летчиков недавно приготовленное для него место в зале, где была представлена промышленность города.
    Конечно, никакого отношения к промышленности города этот мотор самолета не имел. Но разве мог город, в котором большую, правда, засекреченную, часть населения составляли военные, — а среди них было много красивых парней с голубыми петлицами, — обойтись в своем музее без мотора самолета?
    Мотор был необходим. Это его могучее дыхание, сливаясь с ревом подобных ему машин, переходя в нарастающий привычный гул, где-то там, за Березинским форштадтом, вдруг взмывало вверх, в чистоту предутреннего неба, рассыпаясь в его прохладном просторе отдаленным и спокойным рокотом.
    И не одна юная, рано проснувшаяся на его зов душа осторожно, чтобы не разбудить домашних, выбиралась через окно в еще полутемный сад и бежала, сбивая росу с укропа и маков, к тому месту, где отягощенные плодами ветви не мешали наблюдать розовеющее небо и в нем чудеса высшего пилотажа и смелости, сотворенные другой, созвучной ей душой. И, охваченная этим созвучием, юная душа говорила:
    —Я тоже буду летать!
    "Они будут мечтать и будут летать, и мотор этот необходим музею", — думал Славин ранним утром следующего дня, вышагивая своей чуть подпрыгивающей походкой за телегой Неяха Фишмана.
    Неях подготовился к поездке в авиагородок по первому разряду.
    Телега была вымыта, застелена сеном, поверх которого был брошен еще не истертый, почти новый брезент. Для большей торжественности в челку своего битюга Неях вплел красную ленту, и она празднично трепыхалась, перекликаясь с оранжевой дугой, размалеванной зелеными поперечными полосками.
    Они почти не разговаривали. Славин думал о своем, а Неях из уважения к его молчанию, стараясь быть деликатным, тоже молчал, правда, время от времени, замахнувшись кнутом, он обращался к своему задастому, космоногому и сонному тяжеловозу с таким набором профессиональных выражений, от которых Славину становилось не по себе и вернуться к мыслям о музее было трудно.
    Не доезжая до переезда, им пришлось остановиться. Очевидно, приближался поезд. Из крашенной охрой будки, обсаженной настурциями, не спеша вышел мужчина в галифе и светлой рубахе и опустил шлагбаум.
    В очереди скопившегося транспорта телега Неяха оказалась рядом с домом, где когда-то жил в то время еще не забытый, а во времена Шмула и Нехамы знаменитый доктор-бессребреник Фаертаг.
    Добрая половина города любила пересказывать известные истории удивительных исцелений уже попрощавшихся с этим миром нищих, очнувшихся здоровыми, да еще с деньгами под подушкой, куда их клал "на поправку" добрый доктор.
    — Дом Фаертага, — кнутом показал Неях.
    — Знаете, что люди делали, когда он сам болел, чтобы на улицах было тише? — спросил Славин. — Ведь в той стороне, куда мы едем, размещался артиллерийский полк царской армии, и тяжелые пушки и кованые кони по булыжникам грохотали так, как будто шла война. Тогда люди рубили под Титовкой еловые лапки и застилали ими всю улицу до самого переезда.
    —Он стоил того, сказал Неях, выпятив нижнюю губу и задрав подбородок.
    Вскоре послышался звук рожка, потом приближающееся пыхтение паровоза.
    Бесконечный эшелон из теплушек и платформ с красноармейцами и лошадьми, заканчивающийся еще одним натруженно дымящим паровозом, медленно прогромыхал в сторону Осипович.
    Клубы дыма, заслоняя уже довольно высоко поднявшееся солнце, плыли над Пушкинской улицей, над домом Фаертага и задумавшимся Славиным.
    — Поехали, — сказал Неях.
    В авиагородке, несколько раз предъявив необходимые распоряжения и пропуск, они добрались до длинного помещения с зарешеченными окнами, откуда несколько парней в вылинявших гимнастерках с трудом вытащили и укрепили на телеге долгожданный мотор самолета.
    Не вмешивавшийся в погрузку Неях ткнул кнутом в сторону мотора и спросил:
    — Он настоящий?
    — Настоящий! Хоть сейчас можно завести и лететь, — пошутили парни.
    — А где пропеллер? - уже по-хозяйски поинтересовался Неях.
    — Там — неопределенно и, как показалось Славину, что-то недоговаривая, ответили парни.
    — Поехали, Неях, — поторопил Славин балагулу, но тот продолжал интересоваться необходимыми для полета крыльями и хвостом. И только услышав от парней:
    — Главное — мотор, а хвост и крылья — дело наживное! Поезжай, дядька, тебя ждут! — взобрался на телегу и, зажав вожжи в левой руке, правой сделал какое-то быстрое кругообразное движение у мотора, словно заводил его.
    Движение это он повторил несколько раз, потом крикнул:
    — Но! — дернул вожжи, и телега тронулась.
    Всю дорогу Неях напевал: "Все выше, и выше, и выше", разводил в стороны, словно крылья, руки, время от времени подкручивал мотор, прикрикивал: "Но!" — добавляя необходимые профессиональные выражения, перемешивая их со словами авиационного марша.
    Шагавшему за телегой Славину вначале показалось, что Неях спятил, но потом он понял, что это играло нереализованное в детстве воображение Неяха Фишмана.
    И, собственно говоря, кто может запретить воображать?
    Для этого нужно слегка сойти на короткое время с ума — и воображай себе, что ты начальник или летчик, и телега твоя, освободившись от тяжелого битюга, летит и кружит над городом.
    Для этого нужно только на очень короткое время сойти с ума, а потом очнуться.
    Но не дай Бог, если это случится надолго, насовсем, как это случилось с городским сумасшедшим, прозванным "А копике" -"копейка".
    Он однажды вставил в глаза копейку и вообразил, что через нее видит все, что происходит в мире. И с тех пор сообщает всем, кто проходит мимо его поста на Социалистической у магазина, где директор Столин, о том, что во Франции расцвели розы, а в Германии идет снег.
    Может быть, сейчас, пока Славин везет на телеге Неяха Фишмана новый, необходимый музею экспонат, я смогу бегло, а не так, как они этого заслуживают, рассказать о наших сумасшедших.
    Тем более что упоминание о них сохранилось в пожелтевших и превращающихся в труху протоколах той злосчастной и гибельной для Славина сессии горсовета, на которой решался вопрос подготовки города к празднованию Юбилейной Великой Даты.
    Уважаемый всеми бобруйчанами создатель городского музея Славин трижды избирался депутатом горсовета.
    Он много сделал, как принято было тогда говорить, на ниве народного просвещения, но в то время, когда над ним сгущались тучи, он не должен был так свободно выступать на этой сессии.
    Нужно было заранее хорошо подумать или вообще помолчать. В общем, как потом сказала одна влиятельная, желающая Славину добра депутатка:
    — Зачем вы так выступали? Вы настоящий сумасшедший?
    Оставим это определение на ее совести, тем более что и ее год спустя постигла та же страшная участь.
    О той сессии — после, когда ей придет время в моем рассказе, а сейчас о наших сумасшедших, коротко, пока балагула Неях Фишман везет мотор самолета в городской музей, где экспонату приготовлено почетное место.
    У кино "Пролетарий" стоит, скрестив руки в локтях и обняв вздрагивающими пальцами худые плечи, краснолицый, всегда потный и взволнованный Меер. Он влюблен во всех проходящих женщин и, не переставая, восторгается ими громкой торопливой скороговоркой:
    — Красавица, какая красавица, какие цьщки, какие ножки...
    Беспощадный диагностик доктор Беленький определил:
    "Сексуальный маньяк, страдающий сахарным диабетом".
    Как без всяких анализов знаменитый доктор определил у сумасшедшего сахарный диабет, неизвестно.
    Может быть, по пчелам и осам, что постоянно вились над расстегнутой ширинкой Меера?
    Ранним утром, когда только раскрывались ставни, у окон, постукивая железным посохом, появлялась странная фигура Андриана. На нем были длинная рыжая обогревшая шинель и каска с шишаком. Говорили, что это каска убитого им в мировую войну немца. Он молча стоял под окном, пока не появлялась хозяйка, и спокойно спрашивал:
    — Хозяюшка, нет ли у вас дохлой курочки?
    Его кормили, и он, постукивая своей железной палкой, уходил. Суетливо бегал по улицам давно выросший из рваного костюма, длиннорукий и тонконогий, осыпанный веснушками Юда.
    Говорили, что он бесконечно ищет колодец, в который упал в раннем детстве.
    Услышав женский голос, старательно исполняющий неаполитанские романсы с какими-то нелепыми словами, вы могли наткнуться на мужчину по кличке Пани Лившиц.
    Собрав вокруг себя небольшую аудиторию, он торжественно объявлял следующий номер и игриво, словно певица, поправляющая концертное платье, проводил руками по своему лоснящемуся, залатанному, но отутюженному костюму и, закатывая глаза, продолжал очаровывать публику.
    Мудрый сумасшедший Мома со стопкой книг под мышкой больше молчал. Наверное, поэтому и был уважаем. Лишь иногда он разражался короткой, спокойно произносимой речью, в которой были горечь его несостоявшейся любви и оскорбление всем женщинам мира.
    Ему это прощали.
    Правда, однажды недавно прибывший а авиагородок летчик, еще не знакомый с особенностями города, защищая честь своей подруги, выхватил пистолет и направил его в сторону Момы.
    Тогда Мома, забыв о русском языке, на котором произносил свою речь, вдруг закричал по-еврейски:
    — Евреи! Скажите ему, что я сумасшедший!
    Кроме этих знаменитых и ярких личностей, в городе было еще немало посредственных, ничем особенным не выделявшихся сумасшедших.
    Вы можете сказать:
    — Зачем так много сумасшедших? Не так уж много для такого города и того времени. Многие из них даже работали, принося пользу обществу. Например, Гилька по прозвищу Ба. Он бегал по городу и продавал газеты. И у него их быстро раскупали, потому что каждый раз он выкрикивал что-нибудь сенсационное:
    — Московская газета "Правда"! Цены снижаются. В Африке умер король! Жизнь становится веселее! В Титовке война!
    Но когда однажды он прокричал: "Московская газета "Правда"! Покупайте "Правду"! Сегодня никто не любит правду!" — и об этом доложили Главному Начальнику, то Главный Начальник приказал убрать этого идиота с ответственной работы и впредь продавать газеты только в киосках и без всяких выкриков!

Об авторе | Введение | Глава первая | Глава седьмая | Глава восьмая
Глава девятая | Глава семнадцатая | Глава тридцатая | Галерея 

© Текст, иллюстрации - Абрам Рабкин. Все права сохранены.
Любое копирование и воспроизведение без согласия автора запрещено.


RATING ALL.BY Каталог TUT.BY