ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Что такое кризис и как с ним бороться

Георгий Васильевич Гриц, кандидат экономических наук, заместитель директора государственного научного учреждения
Георгий Васильевич Гриц, кандидат экономических наук, заместитель директора государственного научного учреждения "Центр системного анализа и стратегических исследований национальной Академии наук" в редакции "Вечернего Бобруйска"


Экономический кризис и его перспективы — тема № 1 в мире. Насколько сильно может пострадать от него белорусская экономика? Какие перемены ожидают наши предприятия, директорский корпус? Что нужно делать уже сейчас, чтобы избежать негативных последствий?

Эти и другие вопросы будут обсуждаться 5 декабря на семинаре для руководителей бобруйских предприятий, который организует Центр инновационного менеджмента Республиканского института высшей школы. А 19 ноября об этом мы побеседовали с Георгием Васильевичем Грицем, кандидатом экономических наук, заместителем директора государственного научного учреждения «Центр системного анализа и стратегических исследований национальной Академии наук». В разговоре, который состоялся в редакции «ВБ», также приняли участие: Андрей Аркадьевич Иванов, директор Центра инновационного менеджмента, Игорь Михайлович Банщиков, депутат горсовета, и Валентин Владимирович Сысой, учредитель газеты «Вечерний Бобруйск».


А. Иванов:

— Так пришел к нам кризис или нет? Мнения сейчас на этот счет разные…

Г. Гриц:

— Мировой финансовый кризис по своему определению затрагивает в той или иной степени все страны. К сожалению, не обойдет он стороной и нашу республику. Но зеркального отображения причин и последствий этого явления у нас ожидать не следует. Хотя бы по той простой причине, что у нас нет развитого, по современным понятиям, национального фондового, а тем более ипотечного рынка. Например, в США ипотека — это 70 процентов от ВВП, в Великобритании — 45, в среднем в Европе — 40, а в Беларуси — всего 2-3 процента.

В то же время белорусская экономика относится к так называемому «открытому типу» — наш суммарный внешнеторговый оборот превышает национальный валовый продукт более чем в 1,2 раза. Поэтому для нас главная угроза — это наши зарубежные рынки, а точнее, потеря спроса на наши традиционные товары. Уже сегодня мы видим, что на мировом рынке наибольшие проблемы испытывают отрасли, где высока доля кредитов в оборотных средствах: это строительство (до 60 процентов), машиностроение и торговля (до 50 процентов), энергетика (40 процентов).

В частности, нарастание кризисных явлений в мировом автомобилестроении чревато серьезными последствиями для «БМЗ» и «Белшины». Серьезной проблемой для белорусской экономики может стать снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, которые составляют более трети всего экспорта страны. Как следствие, следует ожидать не только уменьшения валютной выручки, но и сокращения поступлений в бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты.

Еще одним негативным фактором мирового финансового кризиса для Беларуси может быть ухудшение условий привлечения внешних заимствований. Что существенно осложнит и так напряженные планы отечественных предприятий по реформированию своей устаревшей производственной базы.

А. Иванов:

— Как, по-вашему, можно бороться с кризисом?

Г. Гриц:

— В основе современного мирового финансового кризиса лежит не технический сбой в макроэкономическом регулировании, а фундаментальное противоречие, заложенное в глобальной финансовой системе. Именно поэтому большинство серьезных аналитиков предсказывают, что пик глобального финансового кризиса придется на март-апрель 2009 года, а продлится кризис около двух лет.

В этой связи и меры борьбы с ним должны носить не только сиюминутный, оперативный характер, направленные в основном на уменьшение затратной части в себестоимости производимой продукции или оптимизации логистической цепочки.

Руководителям не только отдельных предприятий, но и отраслей следует серьезно пересмотреть свои стратегии. Разве это хорошо, что в стране, которая еще 20 лет назад имела статус «сборочного цеха» всего Советского Союза по производству самого современного по тем временам оборудования, структура экономики характеризуется использованием преимущественно III и IV технологических укладов (индустриальные технологии и техника), причем и здесь по большей части используется устаревшее оборудование (износ основных производственных фондов превысил 80%), а доля V и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптоволоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др.) не превышает 10 процентов!

Как следствие, у большинства белорусских предприятий сейчас в одном рубле произведенной продукции — 70 копеек импорта. А надо, чтоб было хотя бы 50, 40 копеек…

В то же время, помните дефолт 1990-х годов, из которого Россия вышла, как Феникс, обновленной? Раньше там было засилье импорта, а после кризиса поднялся российский производитель. Так что нынешний кризис, который, возможно, продлится не один год, вместе с тем позволяет создать условия для реформирования.

И. Банщиков:

— Кризис заставит управлевцев принимать нетрадиционные решения, вводить новые схемы финансовых расчетов, расширять рынки сбыта, создавать новый товар и т. д. В этом смысле кризис может нам даже помочь — изменить наши устаревшие взгляды на бизнес, себя, будущее, активизировать схемы сотрудничества государства и бизнеса, и в итоге — обновление, поиск менеджеров…

Г. Гриц:

— В плохом надо всегда искать хорошее, это так.  Но ниоткуда менеджер хороший не появится: его надо не только обучать, но и формировать его как руководителя, в том числе и через предоставление права на ошибку …

Но главное — не повторить промахов 1990-х годов, когда считали, что надо пустить всех в свободное плавание, мол, рынок все расставит по местам. Как раз в кризисных ситуациях должно быть госрегулирование. Но только очень мудрое госрегулирование, выверенными шагами, чтобы не перегнуть палку. Чиновник не должен решать за директора, ни в коем случае! А такой соблазн сейчас очень велик: а ну-ка, дескать, обеспечь мне рентабельность не менее 10 процентов…

Мне понравилось высказывание на недавнем экономическом форуме в Лондоне одного английского лорда. Еще год назад, сказал он, мне бы и во сне не приснилось, что в Лондоне пройдет такой форум, и что Беларусь (которая в их понимании является диктаторским государством) будет продавать свои банки иностранному инвестору, а в Великобритании правительство будет национализировать свои банки! Мир немножко перевернулся. С моей точки зрения, сейчас переосмысливается, куда идти мировой экономике. Почти 50 лет она шла по пути глобализации — где всем компаниям, независимо от их национальной принадлежности, финансового состояния, положения на мировом рынке и т.п., должны предоставляться на всех региональных рынках равные условия. А если ты против — получи санкции. А сейчас все больше не только политиков, но и известных экономистов говорят о приоритете если не национальных, то по крайней мере региональных интересов. Та же Европа создала фактически региональное экономическое пространство, где далеко не все правила Всемирной торговой организации являются приоритетами. Наверное, это шанс и для государств постсоветского пространства, особенно это касается такого экономического союза, как ЕврАЗЭС.

И. Банщиков:

— Мыслить глобально, поступать регионально!   

Г. Гриц:

— А ведь Европа так и поступает — если, к примеру, белорусский товар начинает представлять угрозу для местных компаний, причем по чисто рыночным параметрам — той же цене, то тут и вспоминают о ВТО. Особенно часто при этом ссылаются на так называемый принцип «недобросовестной конкуренции» или просто включают «красный свет» в виде различного рода нетарифных мер. А разобраться в тысячах соответствующих документов на иностранном языке простому белорусскому руководителю практически невозможно.

И. Банщиков:

— Хотелось бы затронуть тему образования. Считаю, что упор нашего государства на техническое образование, технологическое обновление на производствах требуют более решительного государственного вмешательства и изменений в подготовке специалистов. Не хватает современному менеджеру необходимого опыта, знаний…

Г. Гриц:

— Отчасти вы правы, но ситуация с кадрами не столь однозначна. Сегодня все больше говорят о так называемом «белорусском парадоксе» — мы превышаем среднеевропейский уровень по доле занятого населения с высшим и средним специальным образованием почти в 2 раза (Беларусь — 40 процентов,  ЕС — 21 процент), сохранили современную структуру подготовки кадров в сфере высшего образования. В то же время в экспорте высоких технологий мы отстаем от развитых стран Европы почти в 7 раз. В Беларуси товары высокой наукоемкости в экспорте вне СНГ составляют около 3 процентов, а в ЕС — почти 20 процентов.

А. Иванов:

— Можно сказать шире: империя будущего — это империя сознания.

Г. Гриц:

— Говоря об экономике знаний, я имею в виду, прежде всего, инновационную экономику. Она производит продукт, который стоит центы, а продается за  тысячи долларов… Этап сохранения производственного потенциала за счет государственной поддержки хозяйствующих субъектов пройден, его цели достигнуты. Полагаю, что сегодня знаковым фактом, символизирующим начало качественно нового этапа — перехода к новой промышленной политике развития — служит Указ № 136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы».

А. Иванов:

— Но вы сказали, что в Беларуси товары высокой наукоемкости в экспорте вне СНГ составляют всего около 3 процентов. Чтобы сделать рывок, нужны серьезные инвестиции…

Г. Гриц:

— Надо ставить перед собой трудно достижимые задачи, чтобы чего-то добиться. Но в то же время надо быть реалистом. Я не думаю, что Беларусь может стать в ближайшие десять лет второй Японией. Другие масштабы, другие финансы. Но какие-то ниши мы можем занять.

Например, на форуме в Лондоне к целому ряду инвестиционных проектов был проявлен живой интерес со стороны целого ряда зарубежный инвесторов — и это в условиях мирового финансового кризиса. Это дорого стоит! Наибольшее внимание привлекли проекты в сферах транспортной логистики, микроэлектроники, энергетики, машиностроения…

В. Сысой:

— Вы общаетесь со многими руководителями, проводите семинары. Есть ли понимание у директорского корпуса, что их ждет завтра? Потому что нанотехнологии — это одно, а есть еще такие гиганты, как «Белшина»…

Г. Гриц:

— Мне представляется, что в условиях зарождающегося кризиса белорусские ТОП-менеджеры находятся слегка в растерянности. С одной стороны, они чувствуют что-то не то: начались проблемы с кредитными ресурсами, еще вчера надежные покупатели из России начинают отказываться от уже заключенных контрактов… А с другой стороны, чиновники им говорят: ребята, Президент сказал «никакого кризиса», и вы обязаны обеспечить в этом году, например, 10 процентов роста, в следующем году — 11… Вот такой парадокс. Я директорам говорю: поймите, ситуацией вы владеете лучше, чем кабинетный чиновник среднего уровня. Формируйте сами его мировоззрение, приглашайте на предприятие. Хотя на более высоком уровне, в правительстве, есть это понимание — создана рабочая группа под руководством премьера по разработке мер выхода из кризиса… Да и слова Александра Григорьевича в значительной мере трактуют очень вольно. Действительно, он отметил, что наши предприятия практически не были вовлечены в эти игры на фондовых биржах, спекуляция на которых фактически и привела к краху современной системы финансово-кредитных отношений, да и заимствование из-за границы иностранных ресурсов у нас незначительное, поэтому мы не так сильно подвержены кризису. Но в то же время он отмечает, что падение спроса, потребления отразится на наших предприятиях. Но для уменьшения последствий надо работать и не просто работать, а «пахать». Другое дело, что каждый слышит то, что он хочет… Конечно, чиновнику проще самоутверждаться через указания… Я выскажу еще одну, может быть, не очень популярную сегодня в чиновничьей среде идею. В сложившихся условиях есть смысл немножко «замедлиться» в стремлении обеспечить безальтернативный рост валовых показателей, а сэкономленные ресурсы направить в приоритетном порядке на так называемые «прорывные» инвестиционные проекты.

Цели и задачи, которые преследует программа инновационного развития Беларуси на 2007-2010 годы, не просто сложные, а архисложные. Поэтому, если использовать военную терминологию, достигать их лучше не на марше…

В. Сысой:

— А наши банки надежны?

Г. Гриц:

—  Сложившаяся ситуация на внешних финансовых рынках не несет существенной угрозы непосредственно для банковского сектора страны. Это связано как с устойчивым положением основных макроэкономических показателей, так и с достаточным запасом прочности национальной банковской системы. Так, за последние полтора года золотовалютные резервы Беларуси возросли более чем в 3 раза и составили свыше 5,6 млрд. долларов США. Кроме того,

Президент недавно подписал ряд нормативных документов, которые позволяют говорить, об уникальности белорусской банковской системы, где государство гарантирует полную сохранность вкладов физлиц в национальной валюте и инвалюте, размещенных в любых банках страны.

Таким образом, есть все основания говорить о том, что для населения рисков нет.

Что же касается юридических лиц, то ситуация тут не так однозначна… Для них непосредственным влиянием кризиса станет удорожание кредитных ресурсов.

Более того, на отечественном рынке заимствования уже произошло заметное увеличение спрэдов по внешним заимствованиям. Так, процентная ставка по кредитам для белорусских банков еще в конце ноября достигла уровня LIBOR + 5-6 процентов, что с учетом комиссий составляет не менее 10-11 процентов годовых. Ставки по рублевым ресурсам на межбанковском рынке также заметно подросли и достигли уровня 17 процентов годовых по краткосрочным кредитам. Но в любом случае эти цифры в большей степени касаются непосредственно субъектов хозяйствования, а не национальной банковской системы в целом. Более того, в течение всего нынешнего года уровень ликвидности банковского сектора страны существенно превышал суммарную текущую потребность юридических и физических лиц. Поэтому в ближайшие год-два прогнозировать банковский кризис в Беларуси вряд ли целесообразно.

А. Иванов:

— Кстати, по-китайски кризис трактуется двояко: «опасность» и «возможность». Действительно, надо искать новые возможности…

В. Сысой:

— Вы упомянули о важности «формирования мировоззрения чиновника». Каким образом, по-вашему, это должно происходить?

Г. Гриц:

— Это задача национальная и заниматься ею должны и правительство, и депутатский корпус, и непосредственно директорский. Не самоустраняться, а идти на баррикады, если хотите! Большую роль могут тут сыграть инноваторы — образовательные центры, Академия управления, Академия наук. Надо чаще проводить «круглые столы» с выработкой конкретных рекомендаций и направлять их в соответствующие органы. Причем не только по ведомственной принадлежности, но и создать систему обратной связи «предприятие — законодательный орган». Сегодня, даже если заменить Иванова на Петрова, ничего не поменяешь, надо вводить новую систему принятия решения и ответственности. В которую входили бы и «генералы» производства, те, кто несет ответственность за людей. И рекомендации надо направлять в два органа — исполнительный и законодательный, чтобы контролировали друг друга. А Президент уже на основе всего этого примет стратегические решения. Может быть, именно по причине отсутствия такого алгоритма Президент и вынужден включать режим «ручного» управления. И не потому, что Александр Григорьевичу так хочется, он сам неоднократно говорил, что устал «бежать впереди паровоза…». Но не получается наблюдать со стороны. А исполнительная власть, как в отраслевых министерствах, так, к сожалению, и на местах, занимает выжидательную позицию.

И. Банщиков:

— Поэтому именно сейчас бобруйские горсовет и горисполком поддержали идею Центра инновационного развития провести «антикризисный» семинар для управленческого корпуса города и предпринимателей. Это даст возможность каждому представителю предприятий, побывавшему на семинаре, более четко выстроить схему дальнейшей работы. И в процессе диалога с практиками- преподавателями получить полезные решения.

Г. Гриц:

— Думаю, этот опыт надо использовать и в других регионах, городах, приглашать на эти семинары СМИ, в том числе телевидение. Директора — достаточно прагматичные люди: если они почувствуют, что от такого семинара будет реальная польза, они придут.


Подготовила Наталья СЫСОЙ.  

      

Благодарим за помощь в организации этого интервью Андрея Иванова, директора Центра инновационного менеджмента РИВШ.



03/12/08 | просмотров: 3117 | Комментировать

© 2006-2024, bobruisk.org