ГлавнаяОбратная связьКарта сайта

Старший тренер «Белшины» Олег Волох: «Футбол — это дело серьезное!»

Кратко о нашем госте
Родился:
8 апреля 1942 года в Сеймчане Хабаровского края.
Учился: в средней школе в Станиславске (ныне — Ивано-Франковск); в 1960 году поступил в Львовский государственный институт физкультуры, затем перевелся в Алма-атинский государственный институт физкультуры, который окончил в 1964 году; в Высшей школе тренеров в Москве.
Работал: начальником команды «Кайрат» Алма-Ата (1972-74), старшим тренером жодинского «Торпедо»(1975), могилевского «Днепра» (1976), семипалатинского «Спартака» (1977-81, 2000), минского «Луча» (1982), бобруйской «Белшины» (1990-99, 2006-2009), главным тренером «Бобруйчанки» (2000-2003), женской национальной сборной Беларуси (2004-2006).
Семейное положение: второй раз вступил в брак в 1987 году. Жена — Людмила Владимировна, начальник отдела снабжения Бобруйского завода напитков. Дочери: Светлана, юрист в Минске; Людмила, экономист, юрист в Минске; Татьяна, домохозяйка в Бобруйске. Есть 6 внуков.
Достижения: мастер спорта СССР, в качестве тренера приводил бобруйскую «Белшину» к серебряным и бронзовым медалям чемпионата Беларуси, дважды — к победе в Кубке Беларуси.

«Отец за свои деньги купил для Красной армии танк»
— Олег Антонович, вы — дитя войны, чем вам запомнилось то время?
— Мои родители познакомились и произвели меня на свет на Колыме. В советские времена это вызывало скептическую или настороженную реакцию. Встретились они в 1939 году, прибыв туда по комсомольской путевке. Отец, Антон Андреевич. был директором банка, а мать, Клавдия Даниловна, — главным бухгалтером. Отец был настоящим патриотом: в 1943 году он за свои деньги купил для Красной Армии танк и хотел добровольцем идти на фронт. Однако от Сталина ему пришла благодарственная телеграмма, где говорилось, что в тылу сейчас тоже люди нужны, тем более что существовала угроза от Японии. Когда закончилась война, у него спросили: «Хотел воевать? Давай на Западную Украину!..» А в то время там орудовали бендеровцы. Но отец был молодым и горячим, переехав с одного края необъятной страны на другой. Поэтому в школу я пошел уже на Западной Украине.
— В футбол тоже там начали играть?
— Да. Вообще-то я был спортивным пацаном, занимался боксом, волейболом, баскетболом, но футбол — это была моя главная любовь. Тем более, родители купили мне мяч (могли себе это позволить): я с мячом подмышкой, а за мной — целая ватага пацанов, и гоняли мяч с утра до вечера. Еще учась в школе, я оказался в команде мастеров — станиславском «Спартаке» (класс «Б» чемпионата СССР). Отыграл там полгода, поступил в Львовский институт физкультуры и получил приглашение в местные «Карпаты», которые играли тогда в первой лиге. Играл на позиции нападающего и полузащитника. На Украине футбол — это действительно спорт № 1. Стадион в Львове вмещает 60 тысяч зрителей, и он постоянно был заполнен. Популярность у нас была бешеная. Национальных претензий ко мне не было, я свободно говорил и на польском, и на украинском, и на русском. Однако родителей с 1960 года перевели в Алма-Ату, и я, отыграв сезон 1962 года, переехал к ним. Когда приехал, испытал нечто вроде географического транса: экзотика Азии, Тянь-шаньские горы, а за ними уже Китай… Там меня пригласили в алма-атинский «Кайрат», который играл тогда в высшей лиге.  
«Когда забил гол Яшину, тот меня зауважал»
— Болели в Алма-Ате до фанатизма. Стадион вмещал 40 тысяч зрителей, а на трибунах собиралось все 50. Очередь за билетами занимали в шести утра. Мне с тех пор запомнилось состояние перед выходом на игру — тряслись поджилки. И не от страха, а от того, чтобы быстрее выйти на поле и выложиться без остатка, показать все, что можешь! Если обыгрывали московский или минский «Спартак», киевское «Динамо», то происходило что-то вроде стихийного митинга, выносили со стадиона на руках, тащили в чайхану, в общем — были героями! Приезжим командам там было сложно с нами играть, зато, когда ехали в Москву, то, как правило, попадали там — 0:3. Правда, один раз и в Москве «Спартаку» насолили, сыграв вничью со счетом 1:1. Я тогда Маслаченко забил, гол получился «корявенький», но все же. Забивал и Льву Яшину… Когда забил гол Яшину, тот меня зауважал — это было видно по всему. Гол на самом деле получился классный!
— Были ли приглашения из других команд?
— Предложений было множество — от московских «Локомотива», «Динамо», ЦСКА, я уже не говорю про такие клубы, как «Пахтакор». Но в 1967 году в Алма-Ату специально приехал начальник минского «Динамо» Денисенко, чтобы пригласить меня. Мой отец — белорус, а тогда была идея вернуть всех белорусов в Минск. И я дал согласие, хотя уже лежало мое заявление в ЦСКА, куда меня пригласил Всеволод Бобров… Вот так я оказался в Беларуси. В те годы там играла плеяда классных игроков — Леонард Адамов, Эдуард Малофеев, Иван Савостиков, Михаил Мустыгин, Эдуард Зарембо, Вениамин Арзамасцев… Мне сразу дали трехкомнатную квартиру в Минске, и я играл за «Динамо» до 1971 года.
«Жена стала заядлым болельщиком!»
— Где вы познакомились с вашей будущей женой?

— В Доме отдыха на Нарочи. Нам, ветеранам минского «Динамо», дали туда путевки. Кстати, она в будущем, когда получше узнала футбол и мою работу, стала таким заядлым болельщиком!
— Как вы оказались в Бобруйске?
— В тот момент, когда я переехал в Бобруйск, город оказался практически без футбола. Команду, выступавшую в первенстве Беларуси, тогда дисквалифицировали за фальсификацию игры. Я встретил знакомых ребят, а они говорят: «У тебя ведь жена из Бобруйска. Давай, приезжай поднимать футбол!» Как ни странно, но до того времени я лишь раз был в Бобруйске — на «Спартаке», когда приезжал на игру в качестве тренера жодинского «Торпедо», да еще — проездом, когда руководил могилевским «Днепром». Движение по восстановлению команды «Шинник» возглавлял нынешний генеральный директор клуба Геннадий Варакса, и для начала был создан спортивный клуб. Начали потихоньку собирать команду, я ее возглавил, и перед ней сходу была поставлена задача за один сезон войти в высшую лигу суверенного чемпионата Беларуси. Однако в первый год в первой лиге победила минская «Беларусь», а в следующем году — мы, и уже сезон 1993-94 гг. «Шинник» провел в высшей лиге. 
— После громких успехов «Белшины» в 90-е годы вы неожиданно вновь уехали в Казахстан…
— Да, меня пригласили спасать семипалатинский «Спартак» от вылета в первую лигу. Команда тогда шла на предпоследнем месте, и за пол сезона мы поднялись на четвертое место. Вместе со мной тогда в Казахстан поехали Василий Смирных, Кирилл Савостиков и Владимир Путраш.
— Наверное, вновь стали там героем?
— Когда супруга приехала ко мне туда и сходила на футбол, то говорит: «Слушай, так ты же у них — бог!..» Кстати, именно из-за жены и вернулся обратно. Отпустили с трудом, так как был действующий контракт, но она сказала: «Я без тебя умру…». Ну, а я ей в ответ: «Умирать не надо!»
«Мне команда нравится»
— Тем не менее, последние годы вы вновь проводите в «Белшине». И всякий раз возвращались туда безотказно, хотя, наверное, имели какие-то претензии, а возможно, и обиды?

— Я многое повидал в футболе. Обид никаких не было, хотя иногда считал, что какие-то шаги в отношении меня делаются не по делу. Футбол непредсказуем, и если хотели дать возможность поработать другому специалисту, то всегда без проблем уступал ему дорогу. Лишь по последнему году, проведенному командой в высшей лиге, могу сказать, что до сих пор считаю, что если бы я остался у руля, то мы в 2006-м не вылетели бы в первую лигу. Но повторяю: ни злобы, ни обиды у меня не было, понимаю, что руководство хотело как-то встряхнуть команду.
— Вы являетесь чемпионом по выводу «Белшины» в высшую лигу — 1992-й, 2005-й и вот — 2009-й (хоть уже и не в роли главного тренера). Что нужно для того, чтобы в 2011-м не пришлось вновь решать подобную задачу? Ведь 12 клубов — это действительно элита!
— Останусь я в команде на следующий сезон или нет, но у меня есть такое предчувствие, что мы там останемся и вернем свои былые традиции. Уже сейчас мне команда нравится, нравится их отношение к работе, к игре, нравится их настрой, то, что горят глаза, когда выходят на поле. Только так может расти игрок, когда выкладывается в каждом матче, когда оставляет всего себя на поле!
— Буквально на днях я слышал мнение, что для того, чтобы закрепиться в высшей лиге, надо менять 80-90 процентов состава. Как вы относитесь к такой постановке вопроса?
— Это в корне неправильно!.. Хотя бы уже потому, что эти ребята «грызли землю», проливали пот, завоевывали путевку в элиту и многие из них — с тем расчетом, чтобы играть там именно за «Белшину». Ликвидировать за один круг отставание в 8 очков — это много стоит! Об этом надо подумать! Конечно, это прерогатива главного тренера, но точечные усиления в команде будут необходимы.
— Многие считают именно вас творцом и постановщиком той фирменной белшиновской игры второй половины 90-х. На чем она была основана?
— В первую очередь, на хороших исполнителях. В команде собралась плеяда игроков очень приличного уровня, с хорошей школой. А моей задачей не было «водить футболистов за руку по полю», а всего лишь — направить, где-то подправить. Считаю, что именно тогда футбол и будет развиваться, а не когда он загоняется в жесткие рамки, и игра становится скучной и непривлекательной.
— С кем из былых игроков поддерживаете дружеские, приятельские отношения?
— С Малофеевым, Зарембо, Арзамасцевым, Тарасовым, Толей Васильевым, с теми, с кем приходится встречаться, когда организуются встречи ветеранов.
«Прозвали «идеолог», потому что покупал и читал все газеты»
— Какие прозвища у вас были в футболе?

— Когда играл за минское «Динамо» — тактик. Еще раньше — идеолог, потому что я был комсоргом, да и вообще покупал и читал все газеты. Когда стал тренером, закрепилось «учитель». А сейчас слышал, что «дедушка».
— А сейчас газеты тоже читаете?
— Конечно, в том числе и «Вечерку» регулярно. Кстати, раньше, еще в советские времена футболисты очень ждали оценки игры и комментария журналистов, бежали в киоски за газетой... Все понимали, что если в их адрес звучит какая-то критика, то только для того, чтобы следующую игру провели лучше. Самым страшным — это было прочитать, что на поле лучшим был судья.
— Есть ли у вас команда-идеал в футболе?
— «Барселона» образца 80-х годов — команда-звезда! В то время там играли Стоичков, Куман, Ромарио и т. д. Они много играли в одно касание, в «стеночку»…
— Что дал вам период работы в женском футболе?
— Меня поразило отношение в Европе и в других странах к женскому футболу. До этого у нас не раз приходилось слышать, что, мол, что это такое, бабы в футбол играют?! Но я скажу — это все от недалекого ума и узкого мировоззрения. Там подобного не услышишь, а как там болеют!.. Девчата, с которыми мне довелось работать, как раз первыми пытались поменять это мировоззрение и доказать, что тоже что-то могут.
«Футбол — это искусство»
— И как игроку, и как тренеру, вам довелось много где побывать. Вспомните, что из заграничных впечатлений наиболее поразило, запомнилось?

— Я действительно много где побывал!.. Но больше всего поразило, наверное, пребывание в конце 60-х в Пакистане. В то время это была нищая страна, с невысоким уровнем жизни. Там нередко доводилось видеть на улице голого человека — в одной набедренной повязке. На вопрос «Почему они так ходят?» отвечали: «А им нечего одеть!..» А когда с женской сборной был в Португалии, запомнился такой случай. Тогда после выигрыша над хозяйками один из местных болельщиков, видимо, забыв, что он находится на женском футболе, бросил нашему лидеру Анисковцевой свою майку в надежде заполучить ее футболку. Оля увидела это и, чтобы того отрезвить, задрала вверх свою футболку, приоткрыв грудь, мол: «А ты подумал, как я пойду без нее?!» И он, и мы, все были в полном восторге!
— В свое время знаменитый французский философ и писатель Альбер Камю, увлекавшийся футболом, сказал: «Многие наиболее прочные представления о морали и обязанностях человека связаны у меня со спортом. Подчинение правилам игры, выработанным сообща, свободное приятие их, любовь к справедливости и чувство долга — вот что приносит людям спорт». Что вы можете добавить к этому?
— Только то, что он очень прав. Еще то, что футбол в высших своих проявлениях — это искусство, здесь очень важен и нужен интеллект, нужны самопожертвование, упорство, настойчивость, воля. У меня всю игровую карьеру было стойкое представление, что футбол — это дело серьезное, это игра миллионов, и нельзя к нему относиться спустя рукава! Мы играли для народа, отдавались полностью, и стадионы были полными. Такого быть не могло, чтобы выйти на поле и ходить по нему пешком или бегать трусцой, если бы такое кто-то увидел, к примеру, в «Кайрате», то меня бы там сразу вынесли за Тянь-шаньские горы.
— Вы уже много лет живете в загородном доме. Это ваш осознанный выбор?
— Да, и инициатива в этом исходила от жены. Она говорит: «Мне здесь легче дышится». А я только поддержал, потому что тоже ведь всю жизнь — по базам, по гостиницам... 
  Александр БОГДАНОВИЧ.
Фото Валентина СЫСОЯ и из архива гостя.

Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака?
— Овен.
Ваш любимый цвет?
— Бордовый.
Ваше любимое блюдо?
— Драники со сметаной, а из восточных — лапша дунганская.
Что любите выпить?
— Водку.
Ваше любимое животное?
— Скорее, кошка, нежели собака, хотя дома есть и те, и другие.
Какую музыку любите слушать?
— 80-х годов — Юрия Антонова, «Песняров».
Фильмы, которые вам запомнились?
— «А зори здесь тихие».
Какие книги можете назвать любимыми?
— «Спартак».
Верите ли в жизнь после смерти?
— Похоже, что продолжение какое-то есть. Очень хочется, чтобы было!
Где бы вы хотели побывать?
— Еще раз хотелось бы побывать в местах, где начинал — на Западной Украине, в Алма-Ате, а из тех мест, где еще не был — в Америке…  

 


03/11/09 | просмотров: 5387 | Комментировать

Gucul wkovich@list.ru

Олег!Друже,рокі біжать,літа минають.Прошу Тебе прислати на мою адресу:76018 м.Івано-Франківськ,вул.Мазепи,58\8 Вовкович Богдан Григорович--фото декілька штук,такі як на поспорт,декілька спортивних.Бажаю многа літ і здоров"я.

P LA HOV

Все футболисты зовут его ДЕД . Дедушка нашего футбола !!!!! За него "Белшина " Раньше шла в бой !!! Это наша СЛАВА !!! терпения ,Здоровья ВАМ и долголетия !!!

Иван Тур turivan@narod.ru

Уважаемый Олег Антонович,даже здесь в Германии, я в восторге от Ваших громких успехов.Спешу Вас поздравить с очередной победой в Вашей жизни и спорте. Уверен,что половина всех Ваших успехов принадлежит Вашей замечательной супруге Людмиле Владимировне.Благодаря ей Вы можете постоянно носить бордовый пиджак,кушать когда захотите драники со сметаной,пить с её разрешения водку,гулять вечерами с любимой кошкой и собакой, слушать постоянно Антонова и "Песняров", смотреть каждый день фильм "А зори здесь тихие",читать на сон грядущий книгу "Спартак" и ежегодно бывать на Западной Украине или Западной Белоруссии, или на южном берегу реки Березины.,т.к. на дальние путешествия у Вашей жены никогда не будет времени.Она - трудоголик и этим всё сказано. Я Вам и всем Вашим родным желаю Божьих благословений,не сомневайтесь в том,что жизнь продолжается и после смерти,а преждевременно «Умирать не надо!». Пусть и впредь Вам легко дышится на Вашей даче вместе с друзььями,а Вашу команду хочу видеть в руках с кубком европейских чемпионов! А почему бы и нет? Правда,Валентина Владимировна? Если уж и мечтать, так ни в чём себе не отказывая. Я всех вас люблю и помню, С уважением Иван Тур

© 2006-2024, bobruisk.org