Заместитель начальника УВД Сергей Малишевский: «Бобруйск — не «черная точка» на карте»
 Заместитель начальника УВД Сергей Малишевский отвечает за общественную безопасность в городе.
Подходит к концу 2009-й год. Пожалуй, самый непростой за последние десять лет. Привыкшие к тому, что «жить стало лучше, жить стало веселей», мы вдруг снова начали понимать смысл выражения «затянуть поясок потуже». Сказалось ли снижение уровня жизни на росте преступности? Спокойно ли в этом году было на улицах нашего города? Об этом мы беседуем с Сергеем Малишевским — заместителем начальника УВД горисполкома, начальником милиции общественной безопасности.
— До боя курантов осталось две недели… Пора подводить итоги?
— Знаете, милиционеры — люди суеверные, поэтому я бы не стал подводить итоги года, пока не пролетит его последняя секунда. Ведь и секунды порой хватает, чтобы совершить тяжкое преступление.
— Хорошо, сформулируем по-другому: вашему подразделению есть чем гордиться в этом году?
— Конечно. Прежде всего, хочу сказать о снижении роста преступлений против жизни и здоровья граждан — убийств, тяжких телесных повреждений. Стало меньше случаев хулиганства. Сократилось количество преступлений, совершенных подростками, а также ранее судимыми лицами.
— А какие показатели уходящего года огорчают?
— По-прежнему остается высоким число уличных грабежей — здесь Бобруйску, увы, нет равных в Могилевской области. И, как это ни прискорбно, в следующем году даже прогнозируется их рост.
— С чем это связано?
— У нас иногда любят кидаться в крайности... Когда в городе закрыли все ночные магазины, уличная преступность резко пошла на спад. А потом ночники вдруг разом заработали, и кривая преступности опять пошла вверх. Это понятно: возле ночников собираются те, кто хочет выпить, но при этом неплатежеспособен. Чтобы достать денег на выпивку, такие граждане готовы идти на грабеж.
— То есть, пьянство по-прежнему остается главным катализатором уличной преступности?
— Да, и поэтому в 2009 году мы активно работали с лицами, страдающими хроническим алкоголизмом, 238 человек сопроводили в ЛТП. Это, конечно, крайняя мера, но действенная. В профилакторий попадают те, кто не дает жизни ни окружающим, ни близким, да и для себя представляет опасность. За 11 месяцев от злоупотребления алкоголем в Бобруйске погибло больше граждан, чем в прошлом. Причем, суррогатом отравился только один, остальные, как говорят в народе, выпили больше, чем могли, но меньше, чем хотели.
— Дают ли что-нибудь дни трезвости, зачастившие в последнее время?
— Мое отношение к ним, скорее, отрицательное. Во-первых, это создает ажиотаж накануне, когда торговая сеть делает тройную выручку на продаже спиртного — как следствие, обостряется оперативная обстановка. Во-вторых, есть красноречивые цифры: в этом году первый день трезвости дал нам 19 человек, задержанных в нетрезвом виде, второй — 17 человек. А в обычный день мы задерживаем 11-12 нетрезвых граждан.
Я уверен: с пьянством надо бороться не точечными акциями, а целенаправленной профилактической работой. Ведь проблема пьянства возникла не вчера, а много столетий назад. Во времена Петра I люди пропивали себя в царевых кабаках, а тем, кто пытался вытащить бедолаг из запоя, отрубали руки — как же, они посягнули на царскую казну, не дали пропойцам спустить в нее все до копейки! Мы в Российской империи находились более 200 лет, так что это и наша историческая проблема.
— Еще недавно головной болью милиции были угоны машин и кражи мобильников. Как с этим обстоят дела сегодня?
— Времена, когда автомобили угоняли чуть ли не каждый час, миновали. Но теперь нас захлестнула волна краж из автомобилей. Тянут все — аккумуляторы, колеса, магнитолы. А раскрываемость таких преступлений невысока.
Ситуацию можно изменить, если добропорядочные граждане станут более избирательны в своих покупках. Пример с теми же мобильниками: сегодня их крадут гораздо меньше, чем вчера. А все потому, что мобильный телефон достаточно просто вычислить и вернуть законному владельцу. Граждане поняли: покупать краденые трубки себе дороже. А нет спроса, не будет и предложения. Взяв за правило не покупать вещи, чье происхождение сомнительно, мы обезопасим себя от этих преступлений.
— Уровень жизни в этом году пополз вниз. Повлиял ли кризис на общую ситуацию с преступностью?
— Если и повлиял, то незначительно. Во всяком случае, я не наблюдаю между ними прямой связи. Хотя снижение уровня преступности, по сравнению с прошлым годом, замедлилось.
— Год назад, говоря о ситуации в республике, генпрокурор назвал Бобруйск «самым криминогенным городом Беларуси». То есть, мы как бы «черная точка» на ее карте. Вы с этим согласны?
— Любому человеку неприятно думать, что он живет в «черной точке», тем более, людям, ответственным за правопорядок. К тому же, столь категоричный диагноз не соответствует действительности. Вот у меня в руках статистическая выборка по разным регионам республики: ни Бобруйск, ни Бобруйский район не занимают в ней лидирующих позиций. Самый высокий уровень преступности, кстати, в Центральном районе Минска. Но не назовешь же «черной точкой» главный район столицы!
— Однако местные чиновники сегодня озвучивают идею вернуть в город ОМОН. По-вашему, это нужная мера?
— Да, нужная. Ведь несмотря на снижение преступности, ее уровень в Бобруйске остается значительным и относительно численности населения в два раза превышает аналогичный показатель в Могилеве. А зависит это еще и от количества милиционеров в городе. Так вот, я не считаю, что оно у нас достаточное. В 1996 году в Бобруйске был батальон милиции, а сейчас только рота. Милиционеров на улицах не хватает, и эту проблему приходится решать за счет изменения протяженности маршрутов.
— Впереди новогодние праздники с массовым выходом людей на улицы. Какие силы вы мобилизуете в эти дни?
— На период праздников вся милиция перейдет на усиленный вариант несения службы. Для охраны общественного порядка будут задействованы все подразделения, независимо от специализации — следователи, дознаватели, участковые. Потому что все мы — милиционеры, и наша задача — обеспечение безопасности граждан.
Дмитрий РАСТАЕВ.
Фото автора.
|