«НЕТ, НЕ СГИНУ ВО МРАК Я…»
24 ноября исполнился год, как не стало Александра Русакова – поэта, актера, наставника.
 Александр Русаков
Молодость не боится смерти. Что знает она про смерть? Когда впереди еще столько апрелей и февралей, столько планов и открытий, столько праздников и побед – разве можно всерьез говорить о том, что жизнь коротка? Впервые задумаешься об этом, когда один за другим начнут уходить из жизни друзья. Ровесники или почти ровесники, ребята, с которыми еще вчера мог до утра горланить песни или вести душевные разговоры - и не бояться усталости. Тогда-то и понимаешь, что молодость – уже иллюзия, что жизнь перевалила за экватор, и календарь ее все чувствительнее теряет листок за листочком…
Вспоминая, невольно улыбаюсь: как-то так получилось, что с Сашей Русаковым мы никогда не пересекались в «смутные дни» наших календарей – всякий раз это были веселые, жизнеутверждающие встречи, под гитару, под легкое вино, под улыбки очаровательных женщин… Мы и познакомились-то с ним на дружеской вечеринке - из Израиля приехали общие знакомые. Надо сказать, первое, что поразило меня в Саше – его умение восхищаться чужими достижениями и не скрывать своего восхищения. Редкое в наши дни умение. Я тогда всего на неделю наведался в Бобруйск, привез из Москвы много новых песен, стихов - и всю эту неделю Саша «показывал» меня своим ученикам, не уставая объяснять, чем именно он восхищается в этих песнях.
Неудивительно, что и окружавшие Сашу люди удачам его радовались куда искреннее, чем успехам других соплеменников. Когда прошлой осенью он стал победителем международного фестиваля «Поэт-Артист», не было среди его знакомых человека, который бы не почувствовал гордость за друга, за земляка.
И все же в жизни ему остро не хватало признания… Да, люди творческого склада ценили его труды, не раз использовали их в своей работе. Сашины песни звучали в художественно-публицистическом фильме «Эх, Россия ты, Россия!» Свердловской киностудии, в документальном фильме «Правоборец», в фильме белорусского телевидения о летчиках российского авиаполка, базировавшегося в Бобруйске. И все же…
По природе своей Саша был еще и актером – как никак, за плечами ГИТИС – и ему очень не хватало прямого, открытого разговора с публикой. Поэтому, даже создав цикл замечательных песен к мюзиклу «Страсти по Сервантесу» - первому белорусскому мюзиклу - он не почувствовал себя востребованным настолько, чтобы сказать: «Я в этой жизни – свой». А «работать по жизни локтями» он не умел. «Ах, чудаки, ах эти чудаки, их судьбам не завидуют и черти: давили их, травили их, бросали их в костры и признавали только после смерти…» - песня, которую Саша когда-то посвятил своему кумиру и учителю Владимиру Высоцкому, оказалась по-своему пророческой и для него самого.
Хотя, конечно, рядом всегда были люди, которые в нем нуждались. После родных и близких, это в первую очередь его ученики, воспитанники студии авторской песни при ДЮЦПК «Бабраня». Многие из них и сегодня, совершая какие-то важные жизненные поступки, поверяют их памятью своего учителя: «Александр Сергеевич сделал бы так…»
Усилиями Сашиных друзей сегодня создается музей его творчества, участниками литературного объединения «Полоцкая ветвь» готовится к выпуску сборник его стихов – наследие Александра Русакова не затеряется под пылью времени. И все же немножко обидно, что при жизни этому талантливому, но скромному, не привыкшему просить за себя человеку чуть-чуть не хватило нашего внимания, нашего участия, нашего тепла.
Дмитрий РАСТАЕВ
Нет, не сгину во мрак я.
Не для пустоты
Появился на свет.
Вот пришпорю коня,
Промелькнёт суета,
Вместе с нею и ты,
Та, что рядом
И так далеко от меня.
Ты себя не вини,
Виноват только я
В том, что душу свою
Распахнул для тебя,
В том, что выплеснул всё
До остатка, до дна,
Без заноз и угроз
Без зачем и не для…
Александр РУСАКОВ.
Кос Страница памяти Александра Сергеевича Русакова здесь: http://www.stihi.ru/author.html?rusakov1
|