Еврейской общине Бобруйска исполняется 500 лет
 Председатель городской еврейской общины Леонид Рубинштейн
Наверное, немногие из бобруйчан знают, что самая «пожилая» общественная организация у нас — еврейская община. В этом году ей исполняется… 500 лет! Мероприятия в связи с этой знаменательной и большой датой пройдут 28-29 июня, в те дни, когда город будет праздновать 64-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
— Леонид Аронович, что планируется провести в эти дни? — спросили мы у председателя совета городской еврейской общины Леонида Рубинштейна.
— В Выставочном зале будет открыта выставка; на площадке у театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича состоится концерт. Запланировано проведение Дней израильского кино. Посольство Израиля обещало выделить кинофильмы. В кафе «Театральное» пройдет день еврейской кухни. В помещении театра состоится фестиваль еврейской книги, 10-й по счету. На нем выступят высокопоставленные лица, будет много книг еврейских авторов, в том числе и из Израиля. Планируем выпустить к дате и красочный буклет. Хочется выразить искреннюю благодарность горисполкому: нам помогли средствами на издание буклета, пригласительных билетов, бесплатно выделили зал театра для мероприятий.
— Очевидно, будет много приглашенных?
— До конца этот вопрос мы еще не проработали, но уже известно, что будут представители из союза еврейских организаций и еврейских общин, собирается приехать уполномоченный по делам национальностей и религий Совета Министров Республики Беларусь, надеемся, что в торжествах примут участие и члены горисполкома. Будут гости из посольства Республики Израиль в Беларуси. Намеревался приехать посол, но он хотел присутствовать на открытии мемориального знака жертвам бобруйского гетто. Но поскольку открытие знака переносится, возможно, посол не приедет.
— А почему открытие мемориала не состоится?
— Мы вынуждены его перенести на осень, когда по всей республике будут проходить мероприятия, посвященные 65-летию гибели евреев в Минском гетто. Во-первых, у нас до сих пор еще нет разрешения Могилевского облисполкома на его установку на улице Бахарова на месте гетто, а во-вторых, у нас еще не собрано достаточно средств.
— Информацию о сборе средств на этот мемориал мы, по вашей просьбе, разместили на сайте «Вечерки» в интернете, и многие заграничные читатели спрашивали: «На какой конкретно счет, в какой банк можно перевести средства, находясь в Израиле или другой стране?»
— Реквизиты для перечисления средств прежние (увидеть их можно на титульной странице сайта «ВБ» vb.bobruisk.org — прим. ред.). Хочу поблагодарить тех, кто уже сделал пожертвования: из Бобруйска — Айзенман и Бабаев, из Минска — Каган, из Могилева — Дунаев, из Лос-Анжелеса — Горелик, из Риги — Гуревич, Марголин и другие. Спасибо!
— Если можно, вкратце об авторах мемориального знака и о том, что он будет собой представлять?
— Скульптурная композиция называется «Разбитый город». Автор проекта — лауреат Государственной премии БССР в области архитектуры Галина Левина, дочь академика архитектуры Леонида Левина, который, кстати, является консультантом проекта. Скульптор — Максим Петруль. Главное на знаке, что несет основную смысловую нагрузку — изображение домов и улиц Бобруйска. Техника изготовления — силуминовое литье. В композиции использовано растущее там дерево. За знаком мы посадим две плакучих ивы и дубок. Ивы — символ скорби, а дубок со временем заменит растущее дерево. Вокруг знака будут высажены желтые кусты, ведь желтый — цвет нашивок, которые фашисты пришивали на одежду евреев, чтобы отличать их от других. Перед знаком будет разбита небольшая площадь, выложенная желтой или красной плиткой с семью черными полосами, опять же из плитки, число 7 — святое для евреев число.
Александр МАЗУРЕНКО.
Фото из архива «ВБ».
Лена Кустанович boriskustanovich@yahoo.com ИСПОВЕДАЛЬНОЕ
Я лишь теперь, друзья, осознаю,
Какое место мне пришлось покинуть!..
Пускай сегодня я живу в Раю -
К нему мне, как к Бобруйску, не привыкнуть!
Даю себе отчёт я лишь сейчас,
Чего меня влекло так в Старый город...
По улицам его в который раз
Бреду средь эмигрантского простора...
Я ностальгией тяжело больна,
Она, увы, ничем неизлечима...
Во мне надежда тлеет лишь одна,
Что я вторично город свой любимый
Презрев преграды, снова навещу,
Проникну уже в каждый уголочек,
Заранее в волненьи трепещу,
И многое скрываю между строчек...
...Приду на встречу в наш еврейский Центр,
И познакомлюсь лично с Рубинштейном.
Он дал общине импульс и расцвет,
И всё преобразилось постепенно!
Вот только жаль, что это - не при нас,
Кто знал, что будут эти измененья!..
Иссяк терпенья долгого запас,
Когда открылся занавес железный!..
И каждый сделал выбор. Для себя.
И каждый по своей пошёл дороге.
Мы уезжали, Родину любя,
Прощая ей обиды и тревоги...
Теперь, спустя почти что 20 лет,
Я в город свой родной в стихах вернулась.
Я выполняю Памяти обет,
И к таинству Истоков прикоснулась!
Июль 2008 г.
|