[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи]
Цитата:
Многие знают фильм "Четыре танкиста и собака". Некоторые даже знают, что это в исходном состоянии не фильм, а книга. Совсем немногие вспомнят фамилию автора книги. Януш Пшимановский.
И уж совсем немногие знают чем и как занимался он до своей смерти... Вечная память честному Человеку.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи]
Цитата:
"Полковник Януш Пшимановский, его у нас больше знают как талантливого писателя, поэта, сценариста.
Литературой он занялся только к концу войны. Остальное время воевал. Был солдатом трех армий и каждый раз добровольно. В 1939-м - Войска Польского в старой Польше. В 1943-м - морской пехоты Советской Армии. И в том же 43-м - нового Войска Польского. Войну протопал "от звонка до звонка" да еще лишнего хватил: начинал ведь не как мы, в 41-м, а в 39-м... Рассказывал мне, что память ярче всего сохранила из тех лет эпизод: приазовские плавни, где погиб его командир боцман Степа Волков. Поднял взвод в атаку и упал, закрывая собственной грудью от пули очкарика-поляка из Варшавы.
Пришли известность, благополучие... Казалось бы, чего от жизни желать, и он взялся за дело, сложнее которого трудно себе что-либо представить. А началось все с незначительного эпизода. Написал Пшимановский книгу "Студзянки" - о том, как во время боев на Магнушевеком плацдарме у Вислы деревня Студзянки 14 раз переходила из рук в руки. Среди прочих упомянул погибшего офицера Зайнутдинова. Однажды получил письмо, из которого узнал, что его скромная книга стала чуть ли не святыней в далеком узбекском доме в семье Зайнутдиновых. Вот тогда-то Пшимановский и задумался: а может, именно так увековечить память советских солдат и офицеров, павших за освобождение Польши?
В 1987 году книга "Память Польши" увидела свет... В двух томах большого формата, бережно и любовно изданная. В первом - рассказы о героях, воспоминания, фотографии мемориалов. Во втором - списки погибших, с указанием мест их захоронения. "Пусть каждый экземпляр этой книги, - писали составители, - явится скромным, но дорогим сердцам сотен тысяч советских семей памятником. Открытая на нужной странице книга расскажет родным, потомкам героев о тех, кому мы обязаны жизнью".
В первом издании всего 78556 фамилий. Расчет был на письма родных. И они посыпались сразу после выхода книги. Было решено без перерыва приступить ко второму изданию, в котором должно было быть уже более шестисот тысяч фамилий. Стоило это нескольких лет воистину каторжного труда небольшой группки энтузиастов во главе с Пшимановским. Если бы не его вера в необходимость задуманного, талант, энергия и, прямо скажем, пробойная сила, то из затеи вряд ли бы что получилось.
Но с головокружительной быстротой стали нарастать трудности, перед которыми даже Пшимановский оказался бессилен. Вспоминаю приезды полковника в Москву, его бесплодные попытки достучаться до "московского начальства". Варшава уже ничем не могла помочь. Там не только ликвидировали агентство "Интерпресс" и его издательство, выпустившее книгу. Новые польские власти настороженно наблюдали за "шашнями полковника с большевиками".
После ликвидации "Интерпресс" нависла буквально смертельная угроза над собранными материалами. Их тоже могли ликвидировать, попросту выбросить на помойку. Тогда Пшимановский решает спасти результат многолетней работы и, пользуясь законами "свободного рынка", выкупает права на "Память Польши", разумеется, вместе с архивом. Чтобы получить для этого в банке кредит (причем на убийственных процентах), ему пришлось продать дом, а вскоре и другой - меньший, куда он перебрался. Через несколько лет материалы оказываются в Москве, в АПН. Однако в связи с ликвидацией издательства работа над книгой приостановлена.
Нет уже в живых Януша Пшимановского, ничего не известно о благородном деле его жизни - втором издании книги "Память Польши"."
Таким образом, скорее всего, размещенный на сайте МИПЦ список АПН (см. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи]) - это материалы для второго издания Книги Я.Пшимановского, а печатный вариант - это ее первое издание.
|
|
__________________
"Раньше в фантастике главным было радио. Но вот радио есть, а счастья нет."
|